Правильная осанка - здоровый ребенок. Консультация для родителей.



Консультация для родителей.
Тема: «Правильная осанка – здоровый ребенок»
Используемая литература:
1.                Л.Г. Петрова, В.Г. Петров «Методика формирования правильной осанки у детей»
2.                «Здрава»: Учебная программа для специалистов, работающих с детьми в период детства.
3.                Журнал «Будь здоров» - №12/1998 г.
4.                Журнал «Будь здоров» - №2/1999 г.
Для того чтобы сохранить организм здоровым, необходимо заботиться о нем с раннего возраста. Детский организм очень пластичный и напоминает молодое деревце. Как правило, такое деревце люди обязательно привязывают к столбику. А, если это вовремя не сделать, то посаженное деревце под действием ветра, дождя или пурги может вырасти кривым и чахлым. Так и наш организм, наше тело, если за ним не ухаживать, не упражнять его, теряет свою физическую силу, красоту и может наступить его деформация, а затем болезнь.
Осанка – характеристика состояния ОДА, уровня физического развития и сформированности (степени зрелости) поведенческих навыков, отражающих способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.), и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных и профессиональных движений.
Осанка аккумулирует в себе не только антропометрическую часть физического развития, но и эстетическую характеристику, связанную с понятиями гармонии тела и человеческой этикой, педагогическую доминанту, обеспечивающую формирование поведенческих навыков и самоконтроля.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги развернуты в коленных и тазобедренных суставах. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник образует красивую волнообразную линию с равномерными углублениями в шейном и поясничном отделах (лордозы) и выпуклостями в грудном крестцово-копчиковом отделах (кифозы). Таз по отношению к позвоночнику находится под определенным углом (для дошкольников – от 22 до25 градусов). При такой осанке положение тела наиболее устойчиво, так как направляющая силы тяжести проходит через оси коленных и голеностопных суставов, оставаясь в пределах площади опоры, образованной стопами. При правильной осанке максимально выражены амортизирующие свойства и сопротивляемость позвоночника при статических нагрузках (сидении, стоянии) и при движении (ходьба, бег и др.).
При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный – выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, еще на этапе внутриутробного развития. Когда ребенок научится поднимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз – с того времени, когда он начинает ползать, становится на ноги и ходить.
Четкие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребенка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движении стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект – вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки и свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и круго-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Позвоночный столб можно сравнить с мачтой, которую удерживают в вертикальном положении многочисленные растяжки. Роль растяжек выполняют короткие и длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми отростками позвонков (самые короткие глубокие мышцы спины). Поэтому очень важно, чтобы все эти мышцы были хорошо развитыми, крепкими и напрягались равномерно. Правильное положение тела, в основном, обусловлено степенью развития и тонусов мышц и связок, окружающих позвоночный столб – его «мышечным корсетом». Правильная осанка является следствием равномерной мышечной тяги взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза, задней поверхности бедер и, конечно, результатом воспитания соответствующей привычки.
Осанка в большой мере отражает внутренний мир человека – его настроение, самочувствие и даже характер. Известно, что когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается, распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в области лопаток.
Нарушения осанки чаще развивается у детей осторожных, страдающих какими-либо хроническими заболеваниями. При выборе формы проведения работы с такими детьми предпочтение отдается занятиям малыми группами как наименее травмирующие психику ребенка.
Правильная осанка не возникает сама по себе: как и любой двигательный навык ее необходимо формировать с самого раннего детства.
Главным средством в профилактике и исправлении нарушений осанки являются физические упражнения, массаж и закаливание. Эти средства, применяемые в комплексе, укрепляют нервно-мышечный аппарат, увеличивают его силу, выносливость, гибкость, укрепляют суставы и связки, делают их эластичными. Тренировка физическими упражнениями способствует воспитанию легкости и непринужденности движений, умению управлять своим телом в любых непредвиденных ситуациях и положениях. Но для этого необходимы регулярные и систематические занятия физической культурой. При этом физическая нагрузка (по объему, интенсивности и направленности) должна быть адекватна как возрастным возможностям организма, так и его состоянию в период занятия.
Основная роль в формировании мотивации к достижению и поддержанию правильной осанки принадлежит родителям при соответствующей поддержке педагогов. Только работая вместе, мы сможем помочь нашим детям вырасти здоровыми, сильными, ловкими, выносливыми.

Комплексы упражнений и подвижных игр для детей и их родителей.
«Вдвоем с ребенком»
(парные упражнения, выполняемые ребенком вместе с взрослым или двумя детьми с помощью взрослого)

«Обезьянка на дереве»
Вис на согнутых руках на перекладине.
Задача: развитие мышц рук и плечевого пояса.
1 упражнение: Помогите ребенку подтянуться в висе на перекладине столько раз, сколько он сможет, а потом еще раз «через не могу». Задержаться на перекладине 3-5 сек
2 упражнение: взрослый ложится на пол, ноги врозь, и держит ребенка за ноги. Ребенок упирается руками в ноги взрослого. В таком положении ребенок и взрослый одновременно сгибают и выпрямляют руки.

«Ванька – встанька»
Сгибание и разгибание туловища, из положения лежа на спине, согнув ноги.
Задача: развитие мышц брюшного пресса.
1 упражнение: сядьте друг против друга. Взрослый зажимает ногами ноги ребенка. Одновременно сгибайте и разгибайте туловище. Выполняя это упражнение, можно играть в «ладушки».
2 упражнение: ребенок на полу, руки в стороны. Вы прижимаете плечи ребенка к полу, а он, поднятыми под углом 30-45° ногами делает мелкие встречные движения в горизонтальной и вертикальной плоскостях (это упражнение называется «ножницы»).
3 упражнение: встать рядом с головой лежащего на спине ребенка. Ребенок берет вас за стопы, поднимает таз и делает движения ногами, имитируя езду на велосипеде.
«Кузнечик»
Задача: развитие мышц ног, что позволит ребенку лучше осваивать разновидности бега, лазания, прыжков и т. п. и является непременным условием для занятий спортивными играми.
1 упражнение: приседание в парах.
- поочередное;
- с выпадом на каждую ногу (вправо, влево);
- поочередное приседание на одной ноге
2 упражнение: взрослый сидит на полу, ритмично разводя и соединяя ноги, а ребенок, стоя между ног взрослого, выполняет прыжки «ноги вместе, ноги врозь».
3 упражнение: лежа на спине, упираются ступнями и разъезжаются как можно дальше.

«Перочинный ножик»
Задача: развитие гибкости позвоночника и подвижности в тазобедренных суставах. Эти качества важны как резерв роста и активного дыхания. Гибкость позволяет красиво и легко двигаться.
1 упражнение: посадите ребенка ноги врозь и слегка, очень осторожно, надавливая на спину, «покачайте» его, положив впереди предмет, к которому ребенок должен тянуться руками.
2 упражнение: сядьте на пол лицом друг к другу. Вытяните ноги и упритесь ступнями. Наклонитесь и крепко возьмитесь за руки. Отклонитесь назад и потяните за собой ребенка, который, оказывая вам небольшое сопротивление, наклоняется вперед. Поменяйтесь ролями. Вы похожи на двух гребущих с небольшим усилием спортсменов.
«Подъемный кран»
Задача: развитие мышц спины, которые помогают ребенку сохранять правильную осанку.
1 упражнение: лягте на живот, головой друг к другу. Руки сцеплены с руками ребенка. Общими усилиями, разгибаясь вверх, поднимите руки как можно выше и медленно опуститесь.
2 упражнение: прижмите к полу ноги ребенка, лежащего на животе с руками за головой. Ребенок прогибается и старается увидеть потолок у себя над головой.
3 упражнение: сядьте на стул и положите ребенка лицом вниз к себе на колени. Держа ребенка за ноги, дайте ему возможность разгибаться до горизонтального положения и обратно в произвольном темпе. Это упражнение можно выполнять стоя, поддерживая ребенка под грудь: положив ребенка себе на плечи, чтобы он упирался руками в вашу спину, а затем, разводя руки в стороны, разгибался, становясь при этом маленьким «самолетиком». Покружитесь на месте.

Конспект занятия для детей и их родителей «Встань прямо»




Задачи:
·        формировать у детей и взрослых правильную осанку, умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко и красиво;
·        развивать физические качества: быстроту, ловкость и общую выносливость;
·        воспитывать дружелюбие, организованность, взаимопомощь
Оборудование:
1.гимнастические скамейки – 2 шт.
2.веревка длиной 3-4 м – 2-4 шт.
Вводная часть
Дети и родители стоят у стены, проверяя свою осанку: затылок, лопатки, ягодицы, пятки должны касаться стены, руки вдоль туловища, ладони прижаты к телу (20-30 секунд).
Дети и взрослые выполняют упражнения:
·                   Ходьба с различным положением рук - на поясе, в стороны, вверх, за спиной, за головой (40 секунд).
·                   Ходьба на пятках, руки за головой (10-15 секунд).
·                   Ходьба на внешней стороне стопы (10-15 секунд).
·                   Перекат с пятки на носок (10-15 секунд).
·                   Ходьба с высоким подниманием ног с круговыми движениями рук в боковой плоскости (20 секунд).
·                   Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (15-20 секунд)
·                   Бег с высоким подниманием бедер, бег с захлестыванием ног назад (2-2,5 минуты).
·                   Ходьба. Упражнение на дыхание: один шаг, руки в стороны – вдох. Второй шаг, руки обхватывают плечи – выдох (1 минута).

Основная часть
1.Игра «Встань прямо».

Воспитатель напоминает и рассказывает, как нужно правильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч, груди, живота, ног. Дети принимают правильную стойку, педагог исправляет недостатки. Затем дети и взрослые по команде расходятся по площадке на 1,5-2 минуты бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т. д. После команды «Встань прямо» принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом. В правильной стойке дети должны находиться не более 10-15 секунд.
2. Дети и взрослые выполняют упражнения вместе.
1.Исходное положение: основная стойка у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками. 1-поднять руки через стороны вверх; 3-4-вернуться в и. п.. Повторить 5-6-раз в медленном темпе.
2.Исходное положение: основная стойка у стены. 1-2-подняться на носки, руки вперед ладонями вниз; 3-4-опускаясь на пятки, вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
3.Исходное положение: основная стойка у стены 1-2 поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны ладонями вниз, 3-4-опустить правую ногу, руки вниз. 5-6-то же другой ногой, 7-8 вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза каждой ногой в медленном темпе.
4.Исходное положение: основная стойка у стены. 1-2-шаг вперед правой (левой) ногой, 3-4-вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
5.Исходное положение: основная стойка у стены. 1-4-два шага вперед, 5-6-вернуться в исходное положение (проверить правильность позы). Повторить 3-4 раза в медленном темпе.
6.Исходное положение: стойка, ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, касаясь стены затылком, ягодицами и пятками. 1-2-наклон в правую сторону, 3-4-вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.
7.Исходное положение: основная стойка у стены.1-2-присесть, руки вверх ладонями вперед,3-4-вернуться в исходное положение. Повторить 3-4-раза в медленном темпе.
8.Исходное положение: основная стойка у стены, 1-2-поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, и захватить руками голень; 3-4-опуская ногу, вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза каждой ногой в медленном темпе.
Воспитатель предлагает лечь на пол для выполнения следующих упражнений:
1.Исходное положение: лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в исходное положение (6-8 раз).
2.Исходное положение: то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах (6-8 раз).
3.Исходное положение: то же. Согнуть ноги, разогнуть и медленно опустить (6-8 раз).
4.Исходное положение: лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить (6-8 раз).
5.Исходное положение: то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову (6-8 раз) ..
6.Исходное положение: лежа на правом боку, правая рука под щекой, левая под собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку (4 раза).
7.Исходное положение: лежа на спине, руки за головой.
Поочередно поднимать прямые ноги вверх (8 раз).
8.Исходное положение: лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины, головы (6 раз).
9.Исходное положение: то же. Поочередное поднимание· прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный (6 раз).
10. «Рыбка» Исходное положение: лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги (4 раза).
11.«Велосипед»  Исходное положение: лежа на спине. Круговые вращения ногами (30 секунд).
12. Исходное положение: стоя. Упражнение на дыхание: руки вверх – вдох, руки вниз – выдох (6-8 раз).
Игра «Охотники и обезьяны» (3 раза).
Выбирается «охотник», «обезьяны» сидят на скамейке («на пальме»). «Охотник» должен выманить «обезьян» с пальмы, для этого он под музыку выполняет любые танцевальные движения, двигаясь назад. «Обезьяны» повторяют движения, двигаясь за «охотником». С окончанием музыки «охотник» начинает ловить «обезьян», касаясь их рукой. «Обезьяны бегут к скамейке, садятся на нее. Пойманная «обезьяна» идет в «клетку» (лежащий на полу обруч), выполняет 10 прыжков и снова возвращается в игру. Отмечаются «охотники», показавшие наиболее интересные движения и поймавшие наибольшее количество «обезьян». «Охотником» могут стать и дети, и родители.

Игра «Черепахи»
Дети и взрослые ползают на животе, передвигая вперед одновременно правую и левую ногу. «Черепахи» ползают по площадке с натянутыми веревками, стараясь не задеть их. Игрок, задевший веревку, считается пойманным в «капкан» и выходит из игры.

Заключительная часть.
Ходьба детей и взрослых (с различной шириной шага) в колонне по одному с выполнением упражнений для рук: к плечам, вверх, за голову, за спину, вниз (1,5 минуты). Выполняют и дети, и взрослые.

Комментариев нет:

Отправить комментарий