Педагогический проект «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ»








МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 324

Описание проекта

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.
Тема проекта
«Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей»
Автор проекта
Смирнова Татьяна Павловна, инструктор по физическому воспитанию, высшая квалификационная категория.
Вид проекта
·        вид работы: практико-ориентированный проект;
·        по продолжительности выполнения: долгосрочный;

Участники проекта
Дети, воспитатели, специалисты ДОУ, родители
Место
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Цель проекта
Создание теоретически обоснованной и апробированной модели процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования культуры здоровья растущего ребенка на этапе дошкольного детства.
Задачи проекта
1.Определить структура понятия «культура здоровья дошкольника».
2.Спроектировать модель процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в группах детей.
3.Обеспечить компетентность педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья и их здоровьесозидающей позиции.
4.Содействовать активизации родительской позиции через совместную деятельность в мероприятиях проекта.
5. Организовать здоровьесозидающую жизнедеятельность дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий.
Актуальность
обусловлена поиском путей разрешения
·        противоречий между потребностью в сохранении здоровья воспитанников как одной из приоритетных задач ДОУ и их реальным уровнем здоровья,
·        недостаточной компетентностью родителей и педагогов ДОУ в области культуры здоровья,
·        неразработанностью путей организации здоровьесозидающей жизнедеятельности детей.
Ожидаемые результаты
совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная на базе ДОУ, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми.


Практическая значимость
·        у детей улучшается здоровье и снижается заболеваемость;
·        заметны личностные изменения ребенка: повышение статусного положения среди сверстников, снижение тревожности, контактность, развитие эмпатии и эмоционального совершенствования;
·        повышается уровень физического развития;
·        формируется осознанный интерес и потребность в занятиях физической культурой.
·        у педагогов отмечается активизация идей, укрепление творческих связей; осмысление и выстраивание ценностных ориентиров в педагогической работе.
·        У родителей повышается заинтересованность в здоровом образе жизни, что позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья воспитанников и приобщать их к ценностям здорового образа жизни через интеграцию деятельности педагогов ДОУ в сотрудничестве с семьей.
Инновационная направленность
формирование культуры здоровья воспитанников через интеграцию деятельности педагогов и партнерство с семьей в сфере физкультурно - оздоровительной деятельности является инновационным продуктом образовательной деятельности, который заинтересовал всех участников проекта, так он доступен, предоставляет свободу выбора, усиливается потенциал каждого в командной работе.

 



Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативными и  правовыми документами, как Закон  « Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а так же Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», «Об утверждении основных направлениях социальной политики по улучшению положения детей в РФ» и др.
            Эксперты ВОЗ (90 годы XX в) определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные:
 
генетические факторы: 15—20% (20%);
— состояние окружающей среды: 20—25% (20%);
— медицинское обеспечение: 10—15% (7—8%);
— условия и образ жизни: 50—55% (53—52%).

    
         Впоследствии эти выводы были подтверждены исследованиями в нашей стране следующим образом (в скобках — данные ВОЗ):
Как видно из представленных цифр, практически наполовину здоровье определяется условиями и образом жизни.
Важную роль в этом процессе играют различные социальные институты, однако, общая позиция современных исследований позволяет утверждать, что именно семья  является не просто важным, но и необходимым, в высшей степени действенным компонентом физического воспитания детей.
Жизнь современной семьи происходит в крупном мегаполисе с постоянно растущим населением, мощным технико-экономическим и научно-культурным потенциалом, где сосредоточены огромные людские и трудовые ресурсы.
В жизни большого города отражаются все социально-экономические и социокультурные проблемы российского общества. В частности, связанные с выходом из демографического кризиса, состоянием материнства и детства; с развитием этнокультурного пространства жизни семей на фоне миграционных процессов, поддержкой детей-сирот, профилактикой правонарушений, безнадзорности и других форм неблагополучия детского населения и пр. Данные проблемы характеризуют сложность и многогранность современной социальной действительности.
          Что бы ни происходило в городе, стране или мире, семья на всё чутко реагирует изменениями либо в уровне жизни, либо в эмоциональной стабильности, либо в воспитательной дееспособности.
          
На современном этапе развития образования конструктивное взаимодействие семьи, дошкольного учреждения и социума приобретает особое значение, поскольку, именно в дошкольном детстве крайне важно наличие свободного и открытого общения семьи и дошкольного образовательного учреждения как социального института.
В настоящее время дошкольное образовательное учреждение - это открытая образовательная система. На фоне становления новых отношений между семьёй и дошкольным учреждением изменяется смысл взаимодействия педагогов и родителей, делается акцент на имеющемся потенциале семьи, происходит развитие интеллектуальных ресурсов и творческих способностей родителей и детей, стимулирование духовных внутренних сил семьи в целом.
Вопросам здоровья подрастающего поколения на государственном уровне уделяется особое внимание. Однако, в семьях, где растут дети дошкольного возраста, родители чаще выступают в пользу интеллектуального развития, недооценивая при этом физическое развитие.
Учитывая это, педагоги находятся в постоянном  поиске методов формирования основ здорового образа жизни, интереса к спорту воспитанников дошкольных учреждений, а главное – способов приобщения родителей к этому процессу.
Задача сохранения и укрепления здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны, закрепленная в нормативно - правовом документе "Законе об образовании в Российской Федерации".
("Родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. п.1, ст.44, гл.4 «Закон об образовании в Российской федерации»).

Возникает необходимость включения самих родителей в процесс получения знаний и умений, необходимых для успешного семейного воспитания. Опрос родителей показал, что им трудно чётко определить тот набор знаний, умений, человеческих качеств, которые следовало бы формировать у современных детей.
В текущее время на базе МАДОУ реализуется долгосрочный проект «Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей».
На начальном этапе работы по созданию проекта перед специалистами и педагогами ДОУ возникла проблема сотрудничества педагогов и родителей в области улучшения здоровья растущего ребенка.
Были обозначены цель, объект и предмет проекта. Поставлены задачи. Выдвинута гипотеза. Определен планируемый результат.
Целью проекта является создание теоретически обоснованной и апробированной модели процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования культуры здоровья растущего ребенка на этапе дошкольного детства.
Для реализации данного проекта в работе были выдвинуты следующие задачи:
1.     Определить структуру понятия «культура здоровья дошкольника».
2.     Спроектировать модель процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей в группах детей.
3.     Обеспечить компетентность педагогов ДОУ и родителей в области культуры здоровья и их здоровьесозидающей позиции.
4.     Содействовать активизации родительской позиции через совместную деятельность в мероприятиях проекта.
5.     Организовать здоровьесозидающую жизнедеятельность дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий.
          Гипотеза:
Интеграция деятельности всех педагогов ДОУ и партнерство с семьей в сфере физкультурно-оздоровительной работы будет способствовать формированию культуры здоровья воспитанников.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - постановочный  - изучение психолого-педагогической литературы, формулировка гипотезы, постановка цели, задач, анализ материально-технической базы, организация мониторингового исследования педагогов и родителей (анкетирование).
Второй этап -  - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап – интерпретационно - оформительский  - обработка и систематизация материала.
Планируемый результат:
    
Совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная на базе ДОУ, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми.
В связи с этим становятся понятной одна из первоочередных задач, поставленных ФГОС ДО (часть 1 п.1.6.6):
"Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития".

Участие в образовательном процессе и взаимодействие с семьей выдвигаются в требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в виде создания условий для участия родителей, оказание поддержки родителям в воспитании, охране и укреплении здоровья детей.
 "Требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая создает условия для участия родителей (законных представителей)  в образовательной деятельности" (часть 3, п.3.1, п.п.6). 

Наш проект идет в контексте новых требований, предъявляемых к современному дошкольному образованию. На данном слайде вашему вниманию представлены этапы реализации проекта. Более подробно мне бы хотелось остановиться на втором этапе.
"В условиях, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, сказано об осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи". (ч.3, п.3.2.5., п.п.5).

Проект базируется на современных научных подходах к развитию дошкольника, его социализации, и разработан с учётом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Он включает инновационные воспитательные и образовательные формы и методы взаимодействия с родителями, способствующие повышению родительской компетентности; оказание психологической поддержки родителям в решении проблем развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста.
Проект предполагал:
      4 семинара-практикума в течение учебного года на базе МБДОУ № 324 с включением активных форм работы для педагогов нашего ДОУ, Чкаловского района, города;
      организацию лектория для родителей;
      проведение семейных спортивных соревнований, фестивалей, конкурсов и т.д.;
      разработку информационно-методического обеспечения (памятки, рекомендации, буклеты);
      организация и проведения первичного и повторного анкетирования родителей и педагогов.

Информационное направление:

Лектории для родителей

Обмен опытом

Родительские собрания

Семинары -практикумы


Прекрасно осознавая важность каждого отдельно взятого направления развития ребенка, а именно: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и понимая, что за каждое направление отвечает специалист более в ней компетентный, мы объединили усилия для достижения поставленных задач. Нами была простроена модель взаимодействия педагогов.


В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования  говорится о том, что создание условий социальной ситуации развития детей предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

При реализации проекта использовали разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; совместное создание предметно-развивающей среды; викторины; конкурсы рисунков и поделок совместно с родителями «Наш друг – спорт»; создание семейных презентаций «Самая спортивная семья»; семейные фотоальбомы «Мы дружим со спортом»; День открытых дверей; Неделя Здоровья: театрализованные спортивно-оздоровительные представления и праздники: «Папа, мама и я – спортивная семья!», «Зарница», Малые Олимпийские игры и другие. При проведении праздников педагоги обеспечивают ощущение постоянной новизны деятельности у детей и родителей, которая вызывает положительный эмоциональный отклик.
Активное  участие родителей в физкультурно - оздоровительной деятельности: 
Спартакиады, Веселые старты.




 Физкультурные праздники и развлечения










Привлечение родителей спортсменов:
Встреча с Чемпионом Европы по тайскому боксу Али Усояном




 Тренировку проводит тренер по футболу
 Пересадин Дмитрий Владимирович



 
День бега.
(педагоги, воспитанники) 




Массовая зарядка


 
Кросс Наций 


День матери

 
Малышовая эстафета 


      В настоящее время организация взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признании сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели - гармоничному развитию дошкольника. 
Эффективность работы доказана тем, что:
- у детей улучшается здоровье и снижается заболеваемость;
- заметны личностные изменения ребенка: повышение статусного положения среди сверстников, снижение тревожности, контактность, развитие эмпатии и эмоционального совершенствования;
- повышается уровень физического развития;
- формируется осознанный интерес и потребность в занятиях физической культурой.
- у педагогов отмечается активизация идей, укрепление творческих связей;
- осмысление и выстраивание ценностных ориентиров в педагогической работе.
           - у родителей повышается заинтересованность в здоровом образе жизни, что позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья воспитанников и приобщать их к ценностям здорового образа жизни через интеграцию деятельности
Наша гипотеза подтвердилась: формирование культуры здоровья воспитанников через интеграцию деятельности педагогов и партнерство с семьей в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности является инновационным продуктом образовательной деятельности, который заинтересовал всех участников проекта, так как он доступен, представляет свободу выбора, усиливается потенциал каждого в командной работе.
педагогов ДОУ в сотрудничестве с семьей.
 
 
Презентация проекта:
  Городской семинар «Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей».
  Опубликована статья  «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам физического воспитания детей», сборник «Инновации в дошкольном образовательном учреждении»
http://umc21.ru/arti
 
 
 
















Комментариев нет:

Отправить комментарий